Сценарии жизни людей. Родительское программирование

Родительское программирование.
В ТА одной из важнейших идей является идея о том, что в детстве каждый человек что-то понимает о жизни, о себе, о том как он должен жить: каким он должен быть, что должен делать, чего не делать, чтобы другие люди не отвергали его, а способствовали удовлетворению его потребностей. Это понимание влияет на человека и его судьбу также, как принятое командиром корабля решение о том, в каком направлении плыть. Поэтому в ТА оно называется детским ( сценарным) решением. Это понимание остаётся с человеком на всю жизнь, если он специально не анализирует и не пересматривает его с помощью ТА-анализа.
Когда ребёнок формирует такое понимание, мы говорим, что он принял Сценарное решение.

Сценарий жизни.
Сценарий - это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Теория сценариев утверждает, что принимая о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе планировать жизнь, в качестве образца используя сказку или другую историю. Например, 40-летняя женщина, до сих пор не вышедшая замуж и не сделавшая карьеру, говорит, что “ждет, когда что-нибудь произойдет”. В детстве ее любимой сказкой была “Спящая Красавица”. Другая женщина проводит всю жизнь в тяжелом труде, пытаясь этим угодить своим неблагодарным детям и мужу. Она вспоминает, что ее любимой сказкой была “Золушка”. Многие молодые люди, отбывающие наказание в колонии для подростков штата Калифорния, в качестве модели жизни используют фильмы типа “Человек-ружье”. По ходу жизни человек может принимать дополнительные решения и усложнять базовую историю. Мы работаем с людьми, чтобы дать им возможность проживать самостоятельную жизнь, а не быть прикованными к Детским ранним планам, пусть даже эти планы предполагают сценарий “победителя”.

Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении дня или в течение нескольких секунд. Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту. Сценарии тесно связаны с жизненными позициями, в частности сценарий с Санта Клаусом имеет отношение к позиции «Я не о’кей; вы о’кей».

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, трансакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в трансакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии. В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.

Воплощая своё детское решение в жизнь, человек не осознаёт, того, что у него есть выбор в поступках и реакциях (мыслительных, эмоциональных, психофизических). Не осознавая наличие выбора, человек не видит своей ответственности за свои реакции, решения и поступки. Как правило, люди воспринимают свои мысли, чувства и поведение как вынужденные, спровоцированные другими людьми и ситуацией.
На самом деле, не другие люди “делают человека злым”, он сам выбирает злость в ответ на действия другого - это его собственный гнев. Этот гнев - последствие его детского (сценарного) решения о том, что другие люди – не- ОК. И пока человек остаётся со своим сценарным решением, он будет злиться.
Эта идея - о том, что мы сами отвечаем за свои чувства, мысли и действия - стержень анализа сценария жизни. Она идет вразрез со всей нашей литературой, песнями и системой воспитания. Ты меня заставил полюбить тебя “, - поется в песне. “Ситуация в мире заставляет нас беспокоиться”, - утверждает теле-комментатор. “Твое поведение так меня волнует, что я не в состоянии заснуть ночью”, - говорит мать дочери. Психотерапевт, который спрашивает: “Что заставляет вас чувствовать подобным образом?”, также поддерживает представление пациента о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, не способной контролировать даже свои эмоции.

Мы, транзактные аналитики, “раскапываем”, какие решения принял пациент в детстве, чтобы выжить в родительском доме. Какие решения соответствуют тайным и явным правилам его поведения? Какой у него стиль жизни? Герой ли он или обычный человек, победитель или проигравший? Как влияют на сегодняшнюю жизнь его детские решения? Как он хочет измениться? Как именно “по-другому” он хочет себя ощущать? По-другому себя вести? Думать иначе?

С уважением, Ирина Летова.

 

 

 

Информация от юриста. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данном разделе, в архивированном виде, категорически запрещен.
Данные тексты представлены исключительно в ознакомительных целях. Копируя и сохраняя тексты, вы принимаете на себя всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ.
Все авторские права на данные тексты сохраняются за правообладателем. Любое коммерческое и иное использование текстов без согласия Ирины Летовой запрещено.

Если вы используете идеи или материалы статей Ирины Летовой, вы должны обязательно указывать источник информации - сайт www.i-ta.ru

 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Ближайшие мероприятия


  • Image 1
  • Image 2
Easy Slider Pro - Copyright © 2010 by Turnkeye.com